История об Индре и демоне Вритрасуре (Шримад Бхагаватам)

Декабрь 21, 2008

Эта история состоит из нескольких частей, поскольку непосредственно битва между Индрой и Вритрасурой стала следствием многих предстоящих ей событий. Началась она с того, что Индра оскорбил своего духовного учителя Брихаспати. За это он был вынужден принять другого учителя, который оказался связанным с варагами Индры, демонами. Это в свою очередь привело к тому, что Индра убил своего нового наставника Вишварупу. Дважды оскорбив своих учителей, Индра навлёк на себя и всё своё окружение большие беды. Но они привели его к совершению третьего оскорбления — убийства Вритры, который на самом деле был великим вайшнавом. Желая отомстить за смерть своего сына, Твашта породил из жертвенного костра демона Вритру и приказал ему уничтожить обидчика Индру. Но по воле судьбы в теле Индры на свет появился великий преданный Вишну, который желал как можно скорее освободиться от ненавистного ему тела. Так с одной стороны в битве между Вритрой и Индрой сошлись два космических начала, но с другой стороны, два великих преданных Вишну оказались в роли врагов, и осознавая эта, из чувства долга продолжили сражение.

История, которая описывается в Шримад Бхагаватам смотрит на историю сражения Индры и Вритры совершенно непривычно для большинства ведических текстов. Вритра предстает здесь в роли великого слуги, который отдаёт свою жизнь в жертву Вишну и делает это самым совершенным образом.

Некоторые цитаты из этой повести:

Все без исключения живые существа, населяющие все планеты вселенной, вместе с повелителями этих планет находятся в полной власти Господа. Все их действия подобны трепыханию птиц, пойманных в сети и лишенных свободы.

Вритрасура, Шримад Бхагаватам, 6.12.8

Глупому, невежественному человеку никогда не постичь Всевышнего, поскольку такой человек, несмотря на свое зависимое положение, упрямо считает Всевышним себя.

Вритрасура, Шримад Бхагаватам, 6.12.12

Враг мой, смотри на эту битву как на азартную игру, где ставка — жизнь, игральные кости — стрелы, а ездовые животные — игровая доска. Никто не знает, кто из нас победит, а кто проиграет, ибо исход этой игры в руках провидения.

Вритрасура, Шримад Бхагаватам, 6.12.17

Только после очень длительного прослушивания этой истории можно наконец понять, что описание битвы между демоном Вритрасурой и Индрой на самом деле раскрывает глубокий смысл нишкама карма-йоги.

Да, с первого взгляда может показаться, что это просто рассказ о злоключениях Индры, которому пришлось дважды убить брахманов и дважды страдать от этого, однако описание возвышенных качеств Вритрасуры и его наставления Индре на поле боя раскрывают всю глубину этой истории.

В этой повести не только иллюстрируется положение живого существа в материальном мире, но и указывается путь освобождения. А сейчас мы попробуем немного рассказать об этом.

Так получилось, что Вритрасура, будучи преданным Господа, оказался в роли врага другого преданного Господа — Индры. Сам этот факт очень важен. Несмотря на внутреннее единство в своем положении слуг Бога и Вритрасура, и Индра оказались на поле битвы в роли врагов.

Как же так вышло, что одному из них судьбою было предписано убить другого? Как и почему Господь позволил одному преданному стать причиной смерти другого?

Подобные этим вопросы явились причиной появления Бхагавад-гиты. Ведь Арджуна также оказался в положении, схожем с положением Индры. Однако в случае с Индрой его учителем стал его собственный враг — Вритрасура. Ведь именно Вритрасура показал на своем собственном примере как можно оставаясь во власти созданных своей кармой ситуаций, постепенно выйти из под ее влияния.

Эта деятельность в отречении от плодов своего труда и полной непривязанности к результатам, совершаемая исключительно из чувства долга — называется нишкама карма-йогой, и именно такого рода деятельность в преданном служении Богу способна полностью освободить душу из рабства материи.

Так история Вритрасуры превосходно иллюстрирует слова Кришны в Бхагавад-Гите на красочном примере. Если же мы будем более внимательны и посмотрим вокруг, то мы поймем, что эта история касается каждого из нас.

Все мы по причине своей кармы получаем в этой жизни и врагов и друзей, однако играя эти роли, все мы остаемся равными друг другу, потому что по своей природе мы являемся частицами Бога. Играя роль демона и врага Индры, Вритрасура тем не менее был полностью сосредоточен не на исходе сражения, а на преданном служении Кришне. Вритрасура был рад любому исходу битвы и совсем не привязывался к плодам своей деятельности:

О жестокосердный Индра! Если другие полубоги, не подозревая о моей доблести, посмеют вслед за тобой поднять на меня оружие, я снесу им головы этим острым трезубцем. Ваши головы я принесу в жертву Бхайраве и другим предводителям призраков с их свитой.

Но если, о великий герой Индра, в этой битве ты разобьешь мое войско и ударом молнии сумеешь обезглавить меня, тогда я буду счастлив отдать свое тело другим живым существам [шакалам и стервятникам]. Так я избавлюсь от всех долгов, созданных моими собственными поступками в прошлом, и буду наконец благословлен пылью с лотосных стоп великих преданных, таких как Нарада Муни.

Вритрасура, Шримад Бхагаватам: 6.11.17-18

Будучи на трансцендентном уровне Вритрасура показал всем пример полного отречения в деятельности. И именно благодаря его внутреннему настрою эта деятельность никак не связывала его,  и потому в момент смерти он достиг духовного мира.

О царь Парикшит, покоритель врагов, в этот миг из тела Вритрасуры вышла духовная искра и устремилась домой, к Богу. На глазах у полубогов она вознеслась в запредельный мир, чтобы навеки остаться с Господом Санкаршаной.

Шукадева Госвами, Шримад Бхагаватам: 6.12.35

Так и каждый из нас, получив трансцендентные уроки от Вритрасуры сможет навсегда избавиться от порочного желания стремиться к плодам своей деятельности. Полностью отрекшись от плодов своего труда разумный человек играет свою роль движимый исключительно чувством долга. Так он не развивает привязанности и приходит к естественному отречению, а после смерти возвращается в духовный мир.

Конечно, чтобы показать пример такого высокого уровня Вритрасура не мог быть просто демоном. Вот почему Шукадева Госвами в завершении этой истории начинает рассказ о том, кем же был на самом деле Вритрасура до того, как родился в теле злокозненного демона, и почему он получил такое рождение. Все это подробно рассказывается в истории о царе Читракету.

Слушать историю онлайн:

Скачать аудио Шримад Бхагаватам:

Аудио история с музыкальным сопровождением. За основу текста взято сокровище духовной науки — священный Шримад Бхагаватам, в переводе его Святейшества Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады, в издании ББТ МОСК.

= Часть 1. Индра наносит оскорбление своему гуру (6 Песнь)
= Часть 2. Защитная мантра Нараяна Кавача (6 Песнь)
= Часть 3. Молитвы Полубогов Вишну (6 Песнь)
= Часть 4. Славная смерть Вритрасуры (6 Песнь)

Общее время звучания: 2 часа 23 минуты
Формат аудиокодека: ogg
Сервер для скачивания:  Яндекс.Диск
Цикл историй 1-9 песен Бхагаватам
Все истории Шримад Бхагаватам на сайте проекта
Использованные музыкальные треки
Производство: Студия Свирель, 2009-2014

  Автор статьи: Крышень.   Опубликовано: 21.12.2008 в 01:30
Запись в рубриках: Аудиокниги, Бхагаватам Аудио, Веды
С пометкой:

  Вы можете комментировать эту запись.

3 комментария на “История об Индре и демоне Вритрасуре (Шримад Бхагаватам)”

  1. Звездочка |

    Спасибо, Крышень, за новую аудиоповесть.

  2. Лев - шива |

    Харе Кришна! Огромное спасибо за Ваше служение Шриле Прабхупаде! Лев шива.

  3. Valensia |

    Спасибо за ролик Нараяна кавача.

Оставить отзыв

XHTML: Вы можете использовать код: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>